Очень интересную модель речной системы можно сделать на уроке в 8 классе (тема: "Реки России"). Для этого необходимо: справочные сведения о реке и её притоках (мы выбрали Жиздру, на второй надпойменной террасе которой находится наша школа), лист миллиметровой бумаги, чертёжные принадлежности, ножницы, клей.
1) Чертим схему речной системы на миллиметровке по справочным сведениям, выбрав подходящий масштаб. Для Жиздры вполне подошёл: в 1 см - 10 км. Для нас принципиально выдержать длины рек/притоков
2) Минимум - можно просто отогнуть от истока реки верхнее поле вниз, и у нас уже получится простая модель для иллюстрации понятия "падение реки"...
...но можно, выполнив нехитрые вычисления, выкроить клапаны, отогнув которые, можно сделать полноценную (хотя и сильно генерализованую) 3-D модель речного бассейна (верхнее фото). Эта картосхема отлично показывает:
- истоки рек;
- устья рек;
- речную систему;
- водоразделы
- падение реки.
Ориентируясь по рекам, можно нанести теперь на схему и некоторые населённые пункты, что с успехом сделали восьмиклассники!
Контрольные вопросы:
- что можно сказать о симметрии / асимметрии бассейна Жиздры?
- с какого берега Жиздра получает больше притоков (с правого или с левого)?
- в каком части течения Жиздры (верхней, средней, нижней) находятся самые длинные её притоки?
- какой из притоков имеет самую развитую собственную речную систему?
- теперь добавьте ко всем вопросам "почему?" и ещё раз ответьте, воспользовавшись физической и климатической картами! :)) |