Суббота, 18.08.2018, 01:52

Г Е О л а н д и я
(территория ассоциативной географии)

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГЕО-музыковедение

 

СОДЕРЖАНИЕ:

— география Белоруссии и Русской равнины от "Песняров"

— рэп-урок "Географическое положение России"

 

 

География Белоруссии и Русской равнины от "Песняров"

Музыкальные произведения могут быть отличным источником информации о государствах и территориях мира и России и рождать очень интересные географические ассоциации. Например, изучение отдельных стран или регионов можно начитать с прослушивания гимна страны или региона (можно найти даже текст перевода, если произведение на иностранном языке), но конечно же, эти музыкальные эпизоды не должны быть лишь развлечением для обучающихся, но необходимо, чтобы они выполняли определённые дидактические задачи. 

Хочу предложить несколько заданий, которые можно применить к песням белорусского ансамбля «Песняры» (и другим) при изучении отдельных государств Европы в 7 классе (в качестве модельного государства предлагаю взять Белоруссию).

Первый музыкальный фрагмент — песню "Белая Русь ты моя" — можно предложить на на этапе мотивации и актуализации знаний. Задание простое: догадайтесь, о какой стране пойдёт речь? Когда догадаетесь - поднимите руку (чтобы я видел). Что убедило вас в этой догадке?


Дети часто предполагают сначала, что речь идёт об Украине, но мы изучаем Беларусь! :))

 

Следующий музыкальный фрагмент - песня Сябров "Журавли на Полесье летят"...

Во-первых, к песне  можно дать задание: выделить два природно-ландшафтных района Белоруссии. Также можно попросить обучающихся обратить внимание на саму мелодию и ритмику музыкального произведения, как бы они описали эту музыку жестами? Может быть, даже предложить им подережировать этой мелодией... Полезно, если обучающиеся не только слушают музыкальный фрагмент, но и имеют распечатку текста песни...

Каб любіць Беларусь нашу мілую
Трэба ў розных краях пабываць.
Разумею цяпер, чаму з выраю
Жураўлі на Палессе ляцяць!

Што ім тыя пагоды паўднёвыя,
Што ім зелень платанаў и айв,
Калі клічуць іх далі сасновыя
І азёрны рабінавы край.

В белорусском тексте вполне угадываются Полесье (понятное ребятам слово) и «азёрны рабінавы край» Поозёрье. Почему такие названия — нетрудно догадаться, карта подскажет, где это...

Во-вторых, изображение жестами самой мелодию — даёт представление о равнинном рельефе Белоруссии, который отражает плавная мелодия песни. Таким образом у ребят уже начинает складываться географический образ Беларуси, возникать определённые ассоциации...

 

Следующая песня, которую мы можем прослушать — "Беловежская пуща". Слушая её в исполнении Большого детского хора (у "Песняров", к сожалению, нужный куплет отсутствует) нужно определить две главные цели этой природоохранной территории:

Многолетних дубов величавая стать.
Отрок-ландыш в тени,
Чей-то клад стерегущий...
Дети зубров твоих не хотят вымирать,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.

Итак, для чего создан заповедник "Беловежская пуща", что он охраняет? Реликтовые широколиственные леса и поголовье зубров, встречающихся на воле лишь в этом уголке Европы.

Эффект от этих приёмов – актуализация внимания, развитие умения выделять главные мысли предложенного материала, анализировать, а также усвоение учебного материала через воздействие на эмоциональную сферу учащихся.

 

Следующим музыкальным фрагментом может быть, в принципе, любая песня на белорусском языке на ваш вкус, но я выбрал "Рушники". Первое задание самое простое: слушая песню на белорусском языке, поднимайте руку всякий раз, когда услышите понятное вам слово...

Очевидно же, что понятно многое. Можно спросить обучающихся: о чём эта песня. Следующее задание: в тексте песни (нужна распечатка) подчеркнуть линией подлежащие, двойной линией — сказуемые, волнистой — прилагательные, (похоже на разбор предложения). Это задание показывает, что в незнакомом белорусском языке, даже если слова непонятны, легко определяются части речи. Потому что это - родственный славянский язык. Этот приём позволяет очень просто проиллюстрировать обучающимся принцип деления этносов на языковые группы и семьи, показать сходство родственных языков.

Эффект от этого приёма – обучающиеся учатся сравнивать, систематизировать и доказывать (или опровергать) на основании песенного материала. Также музыка воздействует на чувственно-эмоциональную сферу, что приводит к лучшему усвоению материала.

 

 

Рэп-урок "Географическое положение России"

А это "музыкальное произведение" найдено на просторах всемирной Сети.

Рэп-урок прекрасно вписывается в концепцию ассоциативной географии! Насладитесь :))

Мне понравилось использовать этот ролик! Ребята тоже в восторге! Можно предложить обучающимся задание на внимательность: найти неточности (или даже ошибки) в слайдах и содержании. (Проигнорирована морская граница с Японией, пропущены Абхазия и Южная Осетия и контуры Китая показаны неверно, по-видимому к нему "добавили" Кыргызстан. Бывшие семиклассники могут "раскусить" эту ошибку!)

Желающим можно скинуть на флешку - пусть наслаждаются дома, заодно подучат тему :)