Меню сайта
Архив записей
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ГЕО-гербоведениеГербы, флаги и прочая символика - благодатная почва для географических ассоциаций. Они могут содержать изображения животных, растений, даже ландшафтов и отраслей экономики! Одним из методов применения гербов на уроке является "образная карта". Саму идею образных карт я почерпнул в газете (ныне журнал) "География" издаваемой ИД "1 сентября". Образная карта — это картографическое изображение, картосхема, на котором показаны гербы городов, регионов и иных территорий при помощи немасштабных значков. Для образной карты принципиальнее взаимное расположение регионов, а не их картографическая точность. Эффект от использования этих символов в том, что происходит стимуляция работы мозга, развивается ассоциативное мышление, метод может быть использован при проверке усвоения знаний, закреплении изученного и для развития образного и логического мышления.
Хочу предложить идею использования гербов. Это был реальный урок, но я умышленно не даю разработок урока: хороший урок — штучный товар, ручная работа. Это лишь идея, которую каждый сможет воплотить по-своему, вероятнее всего, ещё лучше, чем было у меня! Образная карта Черноземья (карта с нанесёнными образами региона - в данном случае - гербами) На образной карте показаны очертания Чернозёмного экономического района, а также областей, входящих в его состав. На территории областей нанесены гербы некоторых административных районов или городских поселений (по 5-6 в каждой области, количество ограничено масштабом). Давайте рассмотрим, какие задания можно предложить к этой образной карте: Природные условия Задание 1. Выделите на образной карте гербы с изображением растений и животных. и другие... Итак, это растения и животные степи! — дикие тюльпаны — степные эфемероиды (свидетельствующие о засушливости климата); — пшеница, то есть злаки, указывающие на преобладание травянистой растительности, свидетельствующей о недостатке увлажнения; — плодовые деревья и липы (как обозначение Липецка — центра Липецкой области) — они, в основном, на севере, где встречается лесостепь, леса представлены лесополосами и расположены в поймах рек; — хорёк — небольшой степной хищник, охотящийся на мелких степных же грызунов; — лошадь — животное, конечно же, степное, но прочно ассоциирующееся с простором, который, бесспорно, можно встретить в степи; — улей с пчёлами, указывающий на обилие цветов, которыми степь покрывается, особенно, весной; Сделайте выводы о природных условиях Черноземья самостоятельно :)) Задание 2. Выделите изображения почв на гербах. Недра и экономика Задание 3. Какие гербы указывают на наличие минеральных ресурсов? Каких именно?
Ну, в общем, всё ясно: картографический значок железной руды и графические изображения магнитов не оставляют сомнения в том, что на территории Черноземья добывают магнитный железняк, и он же (но почему-то голубого цвета) изображён на гербе Яковлевского района. Задание 4. Какие орудия труда и вооружения изображены на гербах Черноземья?
Что объединяет все эти изображения? Металл, много металла! Железнодорожное крылатое колесо, плуг, мечи, серп, якоря, молот, железнодорожный ключ и шестерня — все эти изделия очень металлоёмки и указывают на развитие в регионе металлургии и машиностроения. Задание 5. Какие сельскохозяйственные культуры изображены на гербах? и другие... Кроме упомянутых ранее зерновых и подсолнечника, мы видим присутствие на гербах сахарной свёклы и плодовых - это преобладающие отрасли сельского хозяйства: зерновые, технические культуры (масличные и сахароносы) и садоводство. Отсюда напрашивается и вывод о развитии пищевой промышленности... В общем, дальше — дело техники: сделать соответствующие выводы о природных условиях, ресурсах, промышленности и сельском хозяйстве Центрального Черноземья. Эти материалы применимы для уроков в 8 классе (темы: "Степь", "Население и занятия людей в степи") и в 9 классе (тема "Хозяйство Центрально-Чернозёмного района").
Ещё один образ — образная карта Австралийского Союза: Можно предложить ряд заданий к данной образной карте, например: 1) Штриховками разных направлений отметьте на контурной карте Австралии регионы, на гербах которых вы видите изображения символов связанных с земледелием (вертикальная штриховка) или животноводством (горизонтальная штриховка). На контурной карте должен получиться главный сельскохозяйственный пояс страны, состоящий из Квинсленда, Нового Южного Уэльса, Виктории, Тасмании и Южной Австралии, причём первые две провинции и Тасмания имеют наложение штриховок, как наиболее развитые в сельскохозяйственном отношении территории. 2) Можно ли, рассматривая образную карту, сделать вывод о том, в каких регионах Австралии наиболее велика доля коренного населения? Да, выделяются Северная и Западная территории, где на гербах изображены бумеранги и национальные орнаменты, а в качестве щитодержателей выбраны кенгуру. Этот материал может быть использован на уроке в 10 классе (тема: "Экономика Австралийского Союза")
|