Меню сайта
Архив записей
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ГЕО-стиховедение
А. С. Пушкин — солнце русской... метеорологии :)) У многих людей известные стихи великих поэтов могут вызывать определённые ассоциации, воспоминания, образы... Пусть всё это работает на нас - географов! :) Стихотворные строки могут служить эпиграфом к уроку географии и ставить перед обучающимися учебную задачу, которую предстоит решать на уроке. Или, напротив, могут быть постлюдией, подводящей итог уроку и требующей применения знаниям. Как это может выглядеть? Например, так... "Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами Не возникал ли у вас вопрос, почему зимой солнечную погоду всегда сопровождают сильные морозы? По логике вещей, солнце должно способствовать нагреванию и более тёплой погоде, но, как показывает опыт Пушкина и наш собственный, зимой всегда всё наоборот: солнечная погода соответствует сильным морозам, а пасмурное небо или даже снегопад обычно свидетельствуют об оттепели"... Вот и учебная задача: изучение метеорологических закономерностей при циклональном и антициклональном режимах погоды, а также погоду атмосферных фронтов. Эффект от подобной, «ассоциативной» постановки учебной задачи в том, что этот приём активизирует познавательный интерес, оживляет мыслительную активность на следующем этапе учебных операций и, задействуя ассоциативно-образное мышление, способствует лучшему запоминанию учебного материала.
Вернёмся к Пушкину — Солнцу русской метеорологии — в конце урока и заострим внимание на новом содержании, изученном на уроке, зафиксируем его при помощи географической ассоциации — стихов Пушкина. Такое ассоциативное повторение выявит возникшие на уроке затруднения, чтоб планировать дальнейшие направления учебной деятельности. Эффект приёма состоит в воздействии на эмоциональную сферу обучающихся, подростки учатся строить рассуждения, проводя логические взаимосвязи между природными закономерностями и их художественным описанием. Задание: определить какой тип погоды описан в стихотворных строках: Мороз и солнце; день чудесный! Буря мглою небо кроет, Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Варианты ответов: циклон, антициклон, холодный фронт, тёплый фронт Надо ли комментировать эти бессмертные строки с точки зрения метеорологии? "Мороз и солнце" — в этой единственной фразе описана вся суть зимнего антициклона: "Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя" — это, конечно же, циклон: Вчера было так: "вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась", а сегодня стало так: "блестя на солнце, снег лежит" — здесь описано прохождение ночью холодного фронта:
Ну а для погоды тёплого фронта подберите самостоятельно одно из стихотворений гения-Пушкина! :)) И ещё одно талантливое применение стихов бессмертного Пушкина на уроке географии великолепной Лии Меджидовны Ахеджаковой:
|