Вторник, 18.12.2018, 17:10

Г Е О л а н д и я
(территория ассоциативной географии)

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 106
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГЕО-стиховедение

 

А. С. Пушкин — солнце русской... метеорологии :))

У многих людей известные стихи великих поэтов могут вызывать определённые ассоциации, воспоминания, образы... Пусть всё это работает на нас - географов! :)

Стихотворные строки могут служить эпиграфом к уроку географии и ставить перед обучающимися учебную задачу, которую предстоит решать на уроке. Или, напротив, могут быть постлюдией, подводящей итог уроку и требующей применения знаниям. Как это может выглядеть? Например, так...

"Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись...

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...

Не возникал ли у вас вопрос, почему зимой солнечную погоду всегда сопровождают сильные морозы? По логике вещей, солнце должно способствовать нагреванию и более тёплой погоде, но, как показывает опыт Пушкина и наш собственный, зимой всегда всё наоборот: солнечная погода соответствует сильным морозам, а пасмурное небо или даже снегопад обычно свидетельствуют об оттепели"... Вот и учебная задача: изучение метеорологических закономерностей при циклональном и антициклональном режимах погоды, а также погоду атмосферных фронтов. Эффект от подобной, «ассоциативной» постановки учебной задачи в том, что этот приём активизирует познавательный интерес, оживляет мыслительную активность на следующем этапе учебных операций и, задействуя ассоциативно-образное мышление, способствует лучшему запоминанию учебного материала. 

 

Вернёмся к Пушкину — Солнцу русской метеорологии — в конце урока и заострим внимание на новом содержании, изученном на уроке, зафиксируем его при помощи географической ассоциации — стихов Пушкина. Такое ассоциативное повторение выявит возникшие на уроке затруднения, чтоб планировать дальнейшие направления учебной деятельности.

Эффект приёма состоит в воздействии на эмоциональную сферу обучающихся, подростки учатся строить рассуждения, проводя логические взаимосвязи между природными закономерностями и их художественным описанием.

Задание: определить какой тип погоды описан в стихотворных строках:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись...

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...

Варианты ответов: циклон, антициклон, холодный фронт, тёплый фронт


Надо ли комментировать эти бессмертные строки с точки зрения метеорологии?
Ну, хорошо!..

"Мороз и солнце" — в этой единственной фразе описана вся суть зимнего антициклона:
- ясно и сухо
- безветренно
- зимой – усиление мороза, летом – усиление жары
 

"Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя" — это, конечно же, циклон:
- пасмурно и осадки
- ветрено
- зимой – ослабление мороза, летом – ослабление жары

Вчера было так: "вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась", а сегодня стало так: "блестя на солнце, снег лежит" — здесь описано прохождение ночью холодного фронта:
- обильные ливневые осадки
- последующее похолодание


Ну а для погоды тёплого фронта подберите самостоятельно одно из стихотворений гения-Пушкина! :))
Тёплый фронт — это:
- долгие обложные осадки
- последующее потепление

И ещё одно талантливое применение стихов бессмертного Пушкина на уроке географии великолепной Лии Меджидовны Ахеджаковой: