Суббота, 18.08.2018, 01:52

Г Е О л а н д и я
(территория ассоциативной географии)

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГЕО-стиховедение-2

 

Путешествие доктора Айболита

Сказка Корнея Чуковского про доктора Айболита может послужить материалом для проведения повторения темы "Африка" в 7 классе. Давайте рассмотрим некоторые строки из сказки, а Вы, о Гость, попробуйте выполнить мои нехитрые задания. Если справитесь (а я уверен, что справитесь) — предложите их ещё кому-нибудь... :)) На всякий случай, я привожу текст Чуковского полностью, чтобы Вам было удобнее и не пришлось искать потом сказку в интернете...

1
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

2
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки.
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Задания:
1) найдите в тексте названия животных. (примечание: если раздать обучающимся распечатки с текстом, то работать можно прямо в них: подчёркивать и делать пометки...);
2) разделите животных на две группы: диких и домашних;
3) определите, в какой природной зоне жил доктор Айболит;
4) можно ли узнать место жительства Айболита точнее, учитывая список домашних животных и упоминание о трамвае?

 

Судя по диким животным, речь идёт о природных зонах тайги или смешанных лесов. Упомянутые домашние животные говорят о хорошо освоенной человеком местности, а наличие трамвая — о пригороде большого города. Вероятнее всего, Айболит жил в пригороде Санкт-Петербурга — "трамвайной столицы" Европы (трамвайные маршруты выходят и в пригороды), расположенной на стыке зон тайги и смешанных лесов. Контекст других сказок Чуковского ("Рассеянный", "Мойдодыр") подтверждает нашу гипотезу! :)) Продолжим?..

3
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живете?
На горе или в болоте?»
«Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо
.

Задание: куда необходимо отправиться Айболиту? В каком направлении он должен двигаться из Петербурга? Найдите в тексте географические названия, можно отметить эти географические объекты на контурной карте. Какой вывод можно сделать о масштабах эпидемии?

Ну, очевидно же, что вся Африка пострадала от эпидемии! Упоминаются географические объекты и Южной, и Северной, и Восточной, и Центральной Африки... А отправиться Айболит должен на юг. Посмотрим: поступил ли он правильно?..

4
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

5
Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.
«Ой» если я утону,
Если пойду я ко дну.
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Задание: определите, в каком направлении отправился Айболит? Что подтолкнуло вас к этому выводу? На берег какого моря вышел доктор?


Судя по неожиданному похолоданию, Айболит отправился на север. Наша догадка подтверждается ёлками — типичными представителями таёжных (хвойных) лесов. Айболит оказался на берегу Баренцева моря (единственное море у берегов Европейской части России, куда заплывают киты). Итак, кит повёз Айболита в Африку... Куда именно?

6
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Задание: найдите в тексте описание гор. Какого возраста горы описаны Чуковским? Найдите на тектонической карте Африки территорию соответствующего возраста. К каким горам кит привёз Айболита?
   
Судя по высоте и расчленённости рельефа, это молодые горы кайназойского возраста. Единственная горная страна Африки, соответствующая этому описанию — Атлас. Интересно, что по ходу плавания кита (из Баренцева моря вокруг Европы) это — ближайшая точка Африки.

7
А в Африке,
А в Африке,
На черной
Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.
Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовет:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придет?»

8
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
А птица, над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!
И к полосатым
Бежит он тигрятам,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.

Задание: найти в тексте упоминания о животных (выписать в тетрадь или подчеркнуть в распечатке). Определить, в каких природных зонах водятся эти животные. Найти ближайшую к Атласским горам точку, где сходятся эти ландшафты — это и будет конечная точка путешествия доктора Айболита...

Совершенно ясно, что упоминаются животные пустынь (верблюжата) и саванн (бегемотики, страусята, слоны и носороги). Под кузнечиком может подразумеваться саранча, которая часто наводняет африканские саванны. Недоумение вызывают лишь тигрята, но под этими кошками могут подразумеваться какие-нибудь саванные кошачьи, например гепарды. После похода на север Айболиту можно простить многое :)) Но какова же конечная точка маршрута Айболита?

Судя по всему, это то место, где сходятся природные зоны пустынь и саванн на побережье Атлантического океана, район мыса Альмади. Эта территория как раз укладывается в две тысячи километров — предел полёта орлов без дозаправки :))

9
Вот и вылечил он их,
Лимпопо! Вот и вылечил больных,
Лимпопо! И пошли они смеяться,
Лимпопо! И плясать и баловаться,
Лимпопо!
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»

Примечание: хочу сознаться, что сама идея не моя. Лет двадцать назад читал об этом путешествии Айболита статью в газете "География". Сейчас уже даже и не вспомню автора статьи, но всё же хочу выразить ему (ей) благодарность, так как уже давно пользуюсь этой идеей на своих уроках в седьмом классе, хотя по-своему "прогибаю" и применяю стихотворение про Айболита. Гости, коллеги, единомышленники, если кто знает автора идеи — сообщите мне, пожалуйста, и я с удовольствием укажу его (её) фамилию на сайте!
Ну а любимцу всех детей — Корнею Ивановичу Чуковскому отдельный респект! :))