Это — страница практических работ по географии...
Моделирование внутреннего строения Земли
Для моделирования нужно всего-то: крышечка от сметаны (или нечто подобное), пластилин и зубочистка. На крышечке пластилином "закрашиваем" оболочки: ядро, мантию, - и подписываем их зубочисткой. Вуаля, модель внутреннего строения Земли готова! :)
Наблюдение за движением Солнца при помощи гномона
Во время вступительных уроков по начальному курсу географии в 5 классе полезно организовать наблюдение за гномоном. Его просто делать из обычной спички или зубочистки, прикреплённой пластилином к листу бумаги. Саму бумагу стоит зафиксировать на подоконнике, например, скотчем, чтобы она была неподвижна в течение долгого времени (чтобы не сдул ветер, не смахнули или просто не сдвинули ребята).
Итак, мы следим за тенью, отмечая её положение точкой и подписывая время. Кроме того, что мы следили во время урока (в начале, в середине и в конце), ребята прибегали и на переменах, и по окончании занятий. Не всегда погода была солнечной, но гномон стоял две недели - ловил солнечные дни :)
Через две недели обнаружилось, что тени стали длиннее! О чём это говорит? Правильно, солнце поднимается ниже над горизонтом!
ЗЫ. Домашнее задание: "приклеить" гномон к солнечному подоконнику и вести наблюдения, отмечая положения тени. В качестве отчёта сдать листочек с пометками.
Измерение высоты склона
Для измерения использовали две метровые линейки и строительный уровень, а также рулетку для измерения длины склона, чтобы построить в последствие профиль.
Итак, относительная высота склона второй надпойменной террасы реки Жиздры 26,46 метра.
По результатам измерений мы построили профиль склона в масштабе: в 1 см - 10 м (горизонтальный и вертикальный масштабы одинаковы), а человечек дан для сравнения :))
Изготовление простейших метеоприборов
Для изготовления барометра понадобились: воздушный шарик, канцелярская резинка, банка, коктейльная трубочка, клей. Нужно, обрезав горловину шарика, натянуть его на банку (как можно туже) и закрепить канцелярской резиной. После этого обрезав трубочку приклеить её к мембране из шарика - это будет стрелка прибора. Сложив лист бумаги делаем шкалу — на ней можно отмечать показатели разных дат и сравнивать их относительно друг друга.
Для изготовления термометра пригодятся: бутылка, пробка, чернила, обрезанная баклажка, лёд, коктейльная трубочка, картон, пластилин. Заранее наполним обрезанную баклажку льдом и поставим туда бутылку с подкрашенной водой для охлаждения. В пробке высверлим отверстие, чтобы туда плотно входила коктейльная трубочка. Разогреем руками и разомнём пластилин, им можно загерметизировать места "входа" и "выхода" трубочки в пробку. Пробку надеваем на бутылку и приклеиваем к трубочке шкалу. По мере нагревания прибора объём воды увеличится и вода в трубочке начнёт подниматься. Когда температуры воды и окружающего воздуха сравняются подъём воды прекратится. (автор идеи - кандидат педагогических наук А.А. Летягин)
Изучение свойств горных пород
Так вот, изучали мы с "пятачками" свойства горных пород: щупали, нюхали, мяли, чертили, разве что не облизывали... :) По ходу пьесы заполняли таблицу. Работали в парах — обсуждали, доказывали, столько диковинных оттенков цветов понавыдумывали! В конце концов ребята должны были определить, которые из образцов: каменный уголь, красный железняк, апатит, кварцит, кремень, графит, известняк. В общем-то, всё логически-геологично, поэтому все справились! Но самое большое удовольствие, наверное, как всегда досталось мне — наблюдать и радоваться творчеству! :))
Создание объёмной модели рельефа
Зачем тратить пол-урока на пространные объяснения шестиклассникам об изображении рельефа горизонталями, если это сложно для детского понимания? Лучше это время потратить на создание гео-модели! Тогда и объяснять ничего не надо будет - всё будет понятно!
Берём гофрированный картон, наклеиваем на него отксерокопированую карту с горизонталями, вырезаем и склеиваем слои — модель готова! Зато после такого моделирования ребятам проще представить рельеф с топокарты, они с удовольствием её читают. :))
Моделирование доказательства шарообразности Земли
Поставим себя на место древнегреческих географов во главе с Эратосфеном.
Нам понадобятся две спички (или зубочистки), пластилин, карта Древнего Египта, линейка, карандаш.
При помощи спичек и пластилина мы соорудим два гномона, которые будут отбрасывать тень, и разместим их в Сиене (совр. Асуан) и Александрии. С помощью линейки измерим длины теней — они одинаковые (у нас по 3,5 см)!
Но у Эратосфена-то и его помощников тени оказались разными! Почему??
Он объяснил это тем, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Давайте подложим под карту карандаш (вон он розовенький просвечивает!) и снова измерим длину теней: сиенская тень длиннее александрийской — Земля-то "выпуклая"! :) При сравнении фоток очевидно, что длина теней меняется. Пятиклассники в восторге, они - настоящие последователи Эратосфена, географы! :)
P.S. эта занимательная идея для моделирования принадлежит замечательному географу и автору школьного учебника кандидату педагогических наук Александру Анатольевичу Летягину, но реализовали-то её мы! :).