Практическая работа на определение линий географической сетки позволит закрепить понимание темы. Суть работы в нахождении их не на глобусе, а на другом вращающемся теле... воздушный шарик подошёл! :))
Нам понадобятся: собственно шарик, спиртовые маркеры, сантиметровая лента и изолента*.
Ну, конечно же, мы сначала надули и повращали воздушный шарик, чтобы определить, где пройдёт ось его вращения. Так мы определили полюса (условные точки на поверхности, через которые проходит вымышленная ось вращения) и отметили их точками.
Следующим этапом мы искали на глобусе экватор — условную линию на поверхности Земли на одинаковом расстоянии от полюсов. При помощи сантиметровой ленты проверили одинаковость расстояния на глобусе — убедились, а затем стали искать её на шарике. Для этого мы измеряли расстояние между полюсами и отмечали точки на середине пути. Это позволило нам маркером провести на шарике экватор*. А правильность нарисованного экватора мы проверяли посмотрев сквозь шарик на свет — линия на поверхности совпадала с линией на обратной стороне шарика. У кого-то не совпала — тому пришлось переделывать :)
Правда, экватор на шарике не делил его на равные полушария, так как южное полушарие оказалось более вытянутым из-за узла на кончике, но расстояния от экватора до полюсов были одинаковыми — проверено!
Осталось дело за малым: нарисовать условные линии на поверхности, соединяющие полюса по прямой. На глобусе меридианы тоже есть! А ещё они есть на арбузе и на очищенном апельсине. О, как! :)
*Уже после этого урока пришёл к выводу, что в следующий раз мы будем отмечать экватор и меридиан не рисованием маркером, а наклеиванием изоленты. Мне кажется, так должно получиться ровнее и удобнее. |