Вторник, 19.03.2024, 12:34

Г Е О л а н д и я
(территория ассоциативной географии)

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГЕО-моделирование

 

СОДЕРЖАНИЕ:

— моделируем движение литосферных плит... в кастрюле;

— моделируем погодный фронт... борьбой сумо;

— моделируем Россию в Австралии...;

— моделируем доказательство шарообразности Земли;

— моделируем простые метеоприборы;

— бумажные модели (бумагопластика) — 2 страница:

— моделируем рельеф города Козельск;

— моделируем рельеф острова Ушакова;

— моделируем речную систему и бассейн реки;

— моделируем рельеф Южной Америки;

— бумажные диорамы при моделировании...

 

Моделируем движение литосферных плит... в кастрюле

Младшим (пяти-, семиклассникам) часто непросто понять процессы в недрах земли, приводящие к движению литосферных плит... На помощь приходят географические ассоциации, помогающие увязывать знакомый понятный опыт с новыми знаниями: уж как варятся пельмени в кастрюле все видели! Давайте смоделируем процесс детально (всегда рисовал простенькую схемку на доске, но для сайта пришлось стараться! теперь смогу использовать презентацию с этой картинкой :)

Наводящие вопросы помогут обучающимся прийти к выводам о процессах в кастрюле, приводящих к тому, что пельмени "толкаются":
- источник тепла внизу;
- нагреваясь, вода поднимается, а остывая, опускается;
- вода перемешивается из-за разницы температур;
- пельмени двигаются, "толкаются" из-за перемешивания воды, из-за разницы температур...

Теперь мысленно поместим эту кастрюлю в мантию Земли (кликните на изображение, и откроется второй рисунок): источник тепла остаётся внизу — ядро, вместо пельменей "толкаться" будут литосферные плиты. Итак, почему происходит движение литосферных плит?? Вывод запишем в тетради самостоятельно по аналогии... :))

 

Моделируем погодный фронт... борьбой сумо

Восьмиклассникам порой непросто разобраться с атмосферными фронтами. С горем пополам можно выучить, что продвижение любого атмосферного фронта сопровождается осадками, а дальше начинается путаница. Чтобы закрепить этот важным момент, можно инсценировать в классе прохождение атмосферных фронтов, а географической ассоциацией послужит нам японская борьба сумо. По правилам сумо, борец должен вытолкнуть соперника за пределы круга, а в нашем случае — за пределы класса. Сопротивление допускаем только пассивное, а весовые категории выбираем разные. Лёгкий мальчик — в роли лёгкого тёплого воздуха, а массивный — в роли тяжёлого холодного воздуха (благо для нас, что ребята-восьмиклассники растут с разной скоростью, и в любом классе можно выбрать крупного и маленького :)).


Мы сняли для вас видео, но Вы же не откажете своим парням в удовольствии сыграть эту драму вживую!?

Выходит, что тяжёлый холодный воздух довольно быстро выталкивает лёгкий тёплый, значит холодный фронт проходит быстро (даже за 2-3 часа), и осадки выливаются быстро — коротким, но мощным ливнем! Тёплому воздуху приходится дольше возиться с тяжёлым холодным, прохождение тёплого фронта медленное, и обложные осадки льют долго и нудно — несколько дней, даже до недели. Такая вот борьба сумо на атмосферном фронте! :))

О метеорологии ещё Пушкин писал, подробнее об этом здесь...

 

Моделируем Россию в Австралии...

Давайте рассмотрим пример ещё одной ассоциации... Идея в следующем: находить параллели между уже изученными регионами и вновь изучаемыми. Например, от десятиклассников ожидается, что они уже знакомы с географией России. Давайте смоделируем уже знакомую и понятную нам Россию в Австралии, что позволит понять Австралию через призму нашей страны! Можно и с Канадой, но это проще, а значит, неинтереснее :) Итак, намечаем параллели между Россией и Австралией, предлагая обучающимся самим делать вывод и отмечать на контурной карте описываемые объекты. Для пущей наглядности я карту Австралии сделаю "по-российски", но десятиклассники могут делать это "по-австралийски", то есть в подлиннике :))

Итак, в Австралии, как и в России, в разные периоды короткой австралийской истории два крупнейших города претендовали и даже успели побывать столицами: это австралийские москва* (№1 в списке людности) и санкт-петербург* (№2 по численности населения). Но хитрые австралийцы решили построить маленькую столицу между ними — это австралийское бологое* :) Кстати, недалеко от австралийского питера* находится калиниградская* область...

Подавляющее большинство населения Австралийского Союза проживает на юго-востоке страны, это — "европейская часть"* Австралии, тогда остальное — сибирь*? Через всю страну, через австралийскую сибирь* проложена трансконтинентальная железная дорога — австралийский транссиб*. Куда он выходит — там и дальний восток*, а город-конечный путь транссиба* — владивосток*. Как и российский Дальний Восток, австралийский испытывает демографическое давление со стороны перенаселённых соседей — Индонезии и стран Юго-Восточной Азии. Ну как, всё сходится? :)

*примечание: австралийские москва, сибирь, бологое и другие — не имена собственные, а нарицательные, поэтому по правилам русского языка мы используем их написание со строчной буквы :)

Эффект от этого приёма в использовании и закреплении полученных ранее знаний. География России была изучена в 8-9 классах. Обращаясь к этому, уже пройденному материалу, мы показываем старшеклассникам необходимость применять уже известные факты и, устанавливая ассоциативные связи, изучаем новую территорию через призму имеющихся знаний о России

Ещё об Австралии читайте в разделе ГЕО-гербоведение (:

 

Моделируем доказательство шарообразности Земли

Поставим себя на место древнегреческих географов во главе с Эратосфеном.

Нам понадобятся две спички (или зубочистки), пластилин, карта Древнего Египта, линейка, карандаш.

При помощи спичек и пластилина мы соорудим два гномона, которые будут отбрасывать тень, и разместим их в Сиене (совр. Асуан) и Александрии. С помощью линейки измерим длины теней — они одинаковые (у нас по 3,5 см)!

Но у Эратосфена-то и его помощников тени оказались разными! Почему??

Он объяснил это тем, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Давайте подложим под карту карандаш (вон он розовенький просвечивает!) и снова измерим длину теней: сиенская тень длиннее александрийской — Земля-то "выпуклая"! :) При сравнении фоток очевидно, что длина теней меняется. Пятиклассники в восторге, они - настоящие последователи Эратосфена, географы! :)

P.S. эта занимательная идея для моделирования принадлежит замечательному географу, автору школьного учебника, кандидату педагогических наук Александру Анатольевичу Летягину.

 

Моделируем простые метеоприборы

Простейшие метеоприборы: барометр и термометр можно соорудить из подручных средств:

- для изготовления барометра понадобились: воздушный шарик, канцелярская резинка, банка, коктейльная трубочка, клей. Нужно, обрезав горловину шарика, натянуть его на банку (как можно туже) и закрепить канцелярской резиной. После этого обрезав трубочку приклеить её к мембране из шарика - это будет стрелка прибора. Сложив лист бумаги делаем шкалу — на ней можно отмечать показатели разных дат и сравнивать их относительно друг друга;

- для изготовления термометра пригодятся: бутылка, пробка, чернила, обрезанная баклажка, лёд, коктейльная трубочка, картон, пластилин. Заранее наполним обрезанную баклажку льдом и поставим туда бутылку с подкрашенной водой для охлаждения. В пробке высверлим отверстие, чтобы туда плотно входила коктейльная трубочка. Разогреем руками и разомнём пластилин, им можно загерметизировать места "входа" и "выхода" трубочки в пробку. Пробку надеваем на бутылку и приклеиваем к трубочке шкалу. По мере нагревания прибора объём воды увеличится и вода в трубочке начнёт подниматься. Когда температуры воды и окружающего воздуха сравняются подъём воды прекратится. (автор идеи - кандидат педагогических наук А.А. Летягин)

— бумажные модели (бумагопластика) — 2 страница:

— моделируем рельеф города Козельск;

— моделируем рельеф острова Ушакова;

— моделируем речную систему и бассейн реки;

— моделируем рельеф Южной Америки;

— бумажные диорамы при моделировании...