Четверг, 25.04.2024, 13:28

Г Е О л а н д и я
(территория ассоциативной географии)

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГЕО-моделирование — бумагопластика

 

СОДЕРЖАНИЕ:

— моделируем рельеф города Козельск;

— моделируем рельеф острова Ушакова;

— моделируем речную систему и бассейн реки;

— моделируем рельеф Южной Америки;

— бумажные диорамы при моделировании...

 

Моделируем рельеф города Козельск (бумагопластика)

Оказывается, если карту территории согнуть по горизонталям — получится отличная 3-D модель рельефа! Фотобумага отлично гнётся и при этом держит форму (место сгиба заранее следует "прочертить" спицей или металлической линейкой).

Итак, перед вами речная долина Жиздры в черте города Козельск. Найдите пойму Жиздры, террасу левого берега, вспомните: какие районы города были затоплены во время сильного половодья 2013 года, определите идеальное местоположение для кремля средневекового города...

 

Моделируем рельеф острова Ушакова

Зачем тратить пол-урока на пространные объяснения шестиклассникам об изображении рельефа горизонталями, если это сложно для детского понимания? Лучше это время потратить на создание 3-D модели острова! Тогда и объяснять ничего не надо будет - всё будет понятно!

Берём гофрированный картон, наклеиваем на него отксерокопированую карту с горизонталями, вырезаем и склеиваем слои — модель готова! Зато после такого моделирования ребятам проще представить рельеф с топокарты, они с удовольствием её читают. :))

 

Моделируем речную систему и бассейн реки

Самое простое -— это, нарисовав произвольную речную систему, оставить широкие поля выше истока. Тогда, отогнув эту часть листа вниз, можно наглядно продемонстрировать что такое падение реки:

Измеряем длину реки (можно заранее предупредить, что главную реку лучше чертить по прямой), измеряем падение, вычисляем уклон реки. Всё наглядно и понятно! Пусть только кто-то покажет после этого реку от устья к истоку! :)

Но ещё интереснее сделать модель речной системы "своей" или другой известной реки! Для этого необходимо: справочные сведения о реке и её притоках (мы выбрали Жиздру, на второй надпойменной террасе которой находится наша школа), лист миллиметровой бумаги, чертёжные принадлежности, ножницы, клей.

1) Чертим схему речной системы на миллиметровке по справочным сведениям, выбрав подходящий масштаб (вытянутые в прямую реки позволят увидеть их реальную длину). Для Жиздры вполне подошёл: в 1 см - 10 км.

Теперь, выполнив нехитрые вычисления, можно выкроить клапаны, отогнув которые, делаем полноценную (хотя и сильно генерализованую) 3-D модель речного бассейна (фото ниже). Эта картосхема отлично показывает:
- истоки рек;
- устья рек;
- речную систему;
- водоразделы
- падение реки (немасшатбно).

Ориентируясь по рекам, можно нанести теперь на схему и некоторые населённые пункты, что с успехом сделали восьмиклассники!

Контрольные вопросы:
- что можно сказать о симметрии / асимметрии бассейна Жиздры?
- с какого берега Жиздра получает больше притоков (с правого или с левого)?
- в каком части течения Жиздры (верхней, средней, нижней) находятся самые длинные её притоки?

- какой из притоков имеет самую развитую собственную речную систему?

- теперь добавьте ко всем вопросам "почему?" и ещё раз ответьте, воспользовавшись физической и климатической картами! :))

 

Моделируем рельеф Южной Америки


Вид на Амазонскую низменность с Атлантики :)

Вид на Гвиану и Ориноко с Карибского моря :)

3-D модель Южной Америки в технологии бумагопластики — это очень интересно и практично при изучении рельефа в 5 классе и географии материка в 7 классе. Мы моделировали континент с "пятачками" в процессе изучения форм рельефа и относительной высоты. В общем, всё видно: сильная генерализация очертаний для простоты изготовления. Зато теперь всё понятно с разными типами равнин (низменности / плоскогорья) и с уклоном местности, который определяется по рекам. Теперь уже (я надеюсь) они никогда не покажут на карте Амазонку, вытекающую из Атлантики и карабкающуюся по крутым склонам Анд! :)) А с помощью линейки (лучше гибкой - бумажной ксерокопии обычной линейки) можно измерять высоты горных вершин относительно друг друга...
Кстати, через два урока семиклассники получили этот "привет" от "пятачков" и по этой же модели сдавали зачёт по номенклатуре Южной Америки... сдали! Многофункциональное пособие получилось! :))
(прим.: фотки кликабельны)

 

Бумажные диорамы при моделировании

Ещё один интересный методический приём на уроке географии с ис­пользованием техники бумагопластики — это создание простой диорамы. Принцип её изготовления весьма лёгок:

- лист бумаги сложить пополам в длину и пополам в ширину;
- надрезать один из «длинных» сгибов;
- склеить внахлёст детали основания диора­мы;
- обрезать лишние торчащие части у основания.

Дио­рама готова! Но только она у нас пустая. Мы пропустили один важ­ный шаг — её заполнение содер­жанием. Это необходимо сделать до оконча­тельного склеи­вания основания. На диораму можно наклеить, начертить или нарисо­вать всё, что угодно: от схемы круговорота воды в природе до схем циклонов с анти­циклонами или иллюстраций природных зон...
Вот некоторые примеры (картинки кликабельны):

 
Круговорот воды в природе (5 кл.)       Асимметрия склонов Урала (9 кл.)      Циклоны и антициклоны (8 кл.)