Конечно, хорошо, когда в школе есть теллурий! ...но когда его нет, а тема для "пятачков" сложна, приходится искать выход своими силами — моделирование подойдёт! ;))
Итак, для практической работы нам понадобятся: газета, узкий скотч, деревянные шампуры-шпажки, маркер, кусочек пенопласта или пенополистирола, ксерокопия транспортира и фонарь с как можно более широким пучком света...
Работу удобно выполнять в парах. Для подготовки к работе нужно сделать следующие действия:
- скомкать газету (для эстетичности комок можно обернуть обычным тетрадным листочком) и, придав форму шарика, укрепить комок, несколько раз обмотав его узким скотчем (не слишком плотно, чтобы можно было проткнуть);
- продеть через газетный шарик деревянный шампур — "ось Земли";
- на газетном "глобусе" маркером обозначить экватор (это мы уже умеем после воздушных шариков!);
- и, наконец, нужно при помощи транспортира воткнуть ось нашего "глобуса" в основу под углом 90, 45 и 66,5 градусов. У каждой пары свой вариант угла наклона оси.
Всё! Все приготовления сделаны! Теперь можно приступать к самой работе: один ученик — Солнце, другой вращает вокруг него "Землю" (на уровне глаз), фиксируя положения Земли в дни равноденствий и солнцестояний.
Ребята наблюдают: видны ли полюса "солнцу" или нет? Почему в определённые моменты их не видно? Находят и обозначают полярные круги и тропики для "земель" с различными углами наклона оси: 45, 66,5 и 90 градусов.
Фонарём с широким пучком света подсвечиваем наши "земли" и проверяем то, что увидели глаза наших "солнц" :)) Точки, в которых угол наклона солнечных лучей прямой или где солнечные лучи скользят по поверхности, можно отметить, воткнув зубочистки — потом через них проведём тропики и полярные круги.
По ходу работы обнаружены недостатки, которые пока не знаю, как устранить, но буду думать, может быть у кого появятся идеи - пишите в комменты :))
1) В "заскотченный" комок тяжёло втыкаются зубочистки, которыми можно наметить тропики и полярные круги :(
2) Зато они отлично втыкаются в яблоко, которое можно использовать вместо модели, но оно тяжёлое и перевешивает любую основу, в которую его можно воткнуть под углом.
|